суббота, 21 сентября 2013 г.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА к оздоровлению ребенка посредством реализации образовательной области " МУЗЫКА"»








КОМПЛЕКСНОЕ воспитание и обучение обеспечивает всестороннее развитие духовных и физических сил детей, вооружение их знаниями основ наук,подготовку к труду и жизни.
.Образовательная область” Музыка” тесно связана со
смежными науками: психологией,  логопедией, физвоспитанием.
Образовательная область” Музыка” включает в себя теорию воспитания и обучения детей дошкольного  возраста.
Прежде всего следует определиться, что означает само понятие “комплексный подход”. Буквально слово “комплекс” (лат.) означает связь, сочетание.
Философское положение о целостном подходе к изучаемому явлению, о всесторонности его изучения через установление взаимозависимостей и взаимосвязей отдельных составляющих его частей, сторон, о том, что в каждом отдельном имманентно присутствует особенность, сущность общего и наоборот –
каждое отдельное, органически сплетаясь в общее, одновременно и приобретает сущностные свойства общего, и обогащает его качественно своими характеристиками, - это диалектическое положение и составляет мотодологическую основу целостного, т.е. комплексного подхода к воспитанию, к проблеме всестороннего развития личности в процессе воспитания.
Сущность комплексного подхода к воспитанию будет
составлять обеспечение единства, целостности таких комплексов:
1.                 Единство и взаимосвязь объективных обстоятельств воспитания;
2.                 Структура личности воспитуемого;
3.                 Воспитание как вид деятельности субъекта воспитания;
4.                 Воспитание как наука.
Как видим, комплексный подход – истинно научный подход познания такого
многосложного феномена, каким является воспитание.





.Связь с другими образовательными областями в дошкольно- образовательной организации.

«Физическая культура»    
развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности



«Здоровье»
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация.
«Коммуникация»  
развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.


«Познание»
расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества


«Социализация»   
формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
«Художественное творчество»   
развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества.

«Чтение художественной литературы»
использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений


«Безопасность»     
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности
Когда речь идет о совместной деятельности взрослого и детей в процессе непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова1[1]:
включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинар ного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии органи зации рабочего пространства);
открытый временной конец деятельности (каж дый работает в своем темпе).



Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре будет участвовать в проведении прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.





Основной результат – развитие личности ребенка через разные виды деятельности
В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи:
Создать условия  для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком  мотивированным;
Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
«Золотые правила» деятельностного подхода
Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
Веди  ребенка от собственного опыта к общественному;
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
Учи анализировать каждый этап работы;
Критикуя, стимулируй активность ребенка.
существует оптимальный режим  в соответствии со следующими принципами:
понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально загружены; необходимо обеспечить ребенку «легкое» вхождение в рабочую неделю и состояние удовлетворенности от пребывания в детском саду в конце недели;
каждый день должен отличаться от предыдущего по характеру игровой и образовательной деятельностей, по месту и форме и  организации;
должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого педагога с детьми на основе неформального общения;
учитывается время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять;
должно быть предусмотрено время для профилактических мероприятий, релаксационных, музыкальных пауз и психотренингов.


Обеспечение правильного режима в дошкольном учреждении достигается за счет распределения детей по группам, каждая из которых имеет свой распорядок дня, учитывающий особенности дошкольников определенного возраста.
Огромное значение имеют условия проведения и содержание каждого из режимных процессов, при планировании которых необходимо руководствоваться действующими СанПиН 2.4.1.2660-10 «Сани тарно-эпидемиологические требования к устрой ству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (далее - СанПиН 2.4.1.2660-10).
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка.
Я широко использую мелодии на занятиях, во время принятия пищи. Музыку использую перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться. Так, прослушав запись “Колыбельной мелодии”, прошу его закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают. Обращаю внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела. Ребенка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты расслабляют детей, звуки “шелеста листьев”, “шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушаться в звуки природы и погружаться в них. Для этого я широко использую кассету “Волшебство природы”.



Каждый их компонент может быть при отдельном рассмотрении представлен цепью систем, подсистем, составляющих частей и элементов, оказывающих соответствующее
влияние на результат воспитания и оздоровления. Но как бы ни были различны по своей структуре, природе, функциям объективные обстоятельства, все они по сути  своей являются гуманистическими, демократическими. В этом смысле они
объективно предполагают именно воспроизводство самих себя и адекватного человека в процессе воспитания. Именно это обстоятельство и является чрезвычайно важной предпосылкой для успешного осуществления комплексного подхода к воспитанию и оздоровлению ребенка.Музыкальный руководитель в своей работе
может и должен максимально использовать в целостном единстве широкие воспитательные возможности среды для организации и проведения учебно- воспитательного процесса с целью всестороннего развития и оздоровления ребенка.




источники:
"Педагогика" Под редакцией Ю.К. Бабантского
"Просвещение" Москва, 1983 г.



ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СУРДОПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Курсовая. 2010. БГПУ. Дефектология. Сурдопедагогика.

Справочник музыкального руководителя.№-1 январь 2013 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий